МКОУ "Битюг-Матреновская СОШ"

Эртильского муниципального района
Главная » Статьи » История школы

Русская школа - царство духовности

 

Размещено 25 Декабря 2013г. 
Автор: Учитель истории Гусева Л. Д.  
Материал категории Хроника


  Изучая историю храма Вознесения Господня, мы узнали, что в нашем селе были церковно-приходская и земская школы.
Нас заинтересовали вопросы: Как развивалась система образования в Воронежском крае?
  1. Какие предметы изучались в школах?
  2. Кто преподавал в церковно-приходских и земских школах?
  Исходили мы из того, что недостаточно материала по духовному краеведению, и что опыт этих школ можно использовать и в настоящее время в современной школе.

  Духовный кризис общества заставляет нас искать ответ на вопрос: кто порождает проблемы нашей страны, кто составляет, по словам блаженного Августина, тот «ком греха» беззакония, чёрствости, жестокости? Ответ- сами люди. И главное состоит в том, как изменить поведение людей? Как сделать жестокосердных добрыми, безответственных ответственными, вороватых честными? Большие перемены в человеке может произвести вера во Христа. А воспитывать детей в вере нужно с детства. Православие предполагает отказ от пьянства, наркомании, любовь к ближнему, хранение заповедей Божьих, нравственность. Соединение усилий школы и церкви, знаний и веры поможет нам порвать с плохими обычаями, вернуться к нашему православному наследию, чтобы наша Россия стала процветающей и сильной страной. 
  Во времена правления первого Воронежского архиерея епископа Митрофана в нашем крае открываются школы. Тот период истории характерен заметной тягой всех слоёв населения к просвещению. Первые петровские школы появились именно на воронежской земле. Строительство флота невозможно было без профессиональных кадров. Среди предметов, изучаемых в то время, обязательно были Псалтырь и Часослов. 
  В середине 19 века в Воронежской губернии стали открываться приходские училища Министерства государственных имуществ. Учителями определены «лучшие благородные священники». Целью правительства было религиозно-нравственное образование народа. Продолжало развиваться российское образование и в 60-е годы после вступления на престол императора Александра II. Министерство народного просвещения начало коренные преобразования в школьной политике. Один из лучших министров просвещения того времени А. Я. Головин так определил основные направления реформы просвещения: - распространение систематического образования во всех социальных слоях населения;
- усиление религиозно-нравственного воспитания, которое должно помочь молодым людям стать гражданами Отечества;
- стремление к умственному развитию, физическое воспитание и эстетическое образование молодежи.
14 июня 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах».

  Школьная реформа устанавливала 3 типа общеобразовательных учреждений: а) народные училища (3 года обучения), б) прогимназии (4 года обучения), в) гимназии (7 лет обучения).
  По Положению о начальных народных училищах 1864 года предметами учебного курса являлись: Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение. Обучение ведется на русском языке. В 1864 году был принят «Закон о земствах», которые должны были заботиться о подъёме народного образования. Известно, что в 1891-1892г в трёх земских школах, обучалось 255 учащихся. Школы располагались в селе Б-Матрёновка, селе Колодеевка, деревне Грязцы. Обучение было бесплатное. Продолжительность обучения не была определена законом. Школа была однокомплектной и имела трёхлетний курс. Земская школа в селе Матрёновка была построена к 80 годам 19 века. Здание добротное, дубовое. Имело три просторных класса с печным отоплением, учительскую комнату, просторный коридор. К зданию школы примыкают 3 квартиры для учителей. Во дворе несколько сараев для хозяйственных нужд. Учителям полагалась зарплата 50 рублей в месяц, а также дрова для отопления квартир и продукты питания за счёт местного населения. Так заботилось земство о школе и учительских кадрах.
С начала 80-х годов правительство делает ставку на церковно-приходские школы 13 июня 1884 года император Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах», предусматривавшие повсеместное их открытие.
  «Школы сии,- говорилось в «Правилах»,- имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». 
Церковно-приходские школы в 1885 году получили программы, составленные Синодом.
  Заслуживают доброго слова священники, которые своим подвижническим трудом пытались сеять свет грамоты. Одним из них был протоиерей Николай Григорьевич Иванов, служивший в храме Вознесения Господня села Матрёнка Бобровского уезда.

 

  Родился он 30 января 1868 года в городе Бирюч Валуйского уезда Воронежской губернии в семье духовного звания. В 1891 году окончил полный курс наук в Воронежской духовной семинарии по второму разряду. Преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе города Бирюч, в Митрофановской двухклассной церковной приходской школе города Воронежа. В 1896 году был назначен заведующим и законоучителем школы грамоты при Троицкой церкви села Белый Колодезь Валуйского уезда.
  В 1897 году отец Николай назначается вторым священником в Вознесенский храм села Матрёнки. С ноября 1898 года законоучителем местного народного училища. Ведомости о церкви Вознесенской, состоящей Бобровского уезда Воронежской епархии в Матрёнках за 1911год, сообщают следующее:   «Церковь построена в 1823году. 



  Другие здания, принадлежащие церкви: деревянные здания-сторожки с особым помещением для церковно-приходской школы. На содержание школы отпускается от Бобровского уездного отделения Воронежского епархиального училищного совета 120 рублей в год. В сем году в ней обучается 57 мальчиков. Из воспоминаний инокини Анны Наумовой .

  «Мой отец Фёдор учился в церковно-приходской школе. Отец Николай был особенно строгим на экзаменах. Нужно было сдавать Закон Божий, арифметику, письмо, чтение. За хорошую учёбу ученикам давали подарки. Отец Николай подарил моему отцу молитвослов. Его я берегу. Отец был крепкой веры. 
  Когда в 1917 году советская власть заставляла наш храм разорять, то мой отец отказался. За это он отсидел 1 год в тюрьме в Воронеже. Отцовскую память, молитвослов, инокиня передала внучке о.Николая монахине Митрофании (Ивановой). Отец Николай был очень милосердным: помогал вдовам, сиротам, инвалидам деньгами, продуктами, вещами. В этом проявлялась христианская любовь. А ещё у о. Николая была крепкая вера. Она и помогала выжить ему и его семье. 
  После революции 1917 года храм закрыли, у батюшки отобрали всё имущество, из дома выселили. Церковно-приходскую школу закрыли. В здании земской школы местная большевистская власть организовали «ликбез». Теперь там могли обучаться не только дети, но ещё и взрослые. Преподавание религиозных предметов было запрещено. «Религия –это опиум для народа,» - говорили большевики. Хотя, что такое «опиум», народ тогда не знал. О.
  Николай в 1934 году ослеп. Отошёл он ко Господу 2 ноября 1935 года. Похоронен на местном кладбище. Жизнь о. Николая и его педагогическая деятельность служит нам примером как нужно учить и воспитывать детей.» 
Категория: История школы | Добавил: bmatrenschool (20.09.2014)
Просмотров: 1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0